Данные, необходимые для движения по азимутам {магнитные азимуты
направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между
ними), определяют по крупномасштабной карте.
Подготовка данных для движения по азимутам включает изучение
местности по карте, выбор маршрута и ориентиров на его участках,
определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными
ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы)
движения.
При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные"
и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые
препятствия и пути их обхода Начертание маршрута зависит от характера
местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения.
Главное - это выбрать маршрут, позволяющий быстрый и скрытный от
противника выход к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают
с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов.
Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко
опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог,
мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами
при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать
1 - 2 км, а при движении на машине и выдерживании направлений движения
по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры по
маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указалндму
пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим
объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать
передвижений по Гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный
вариант выбора маршрута показан на рисунке.
Выбранные ориентиры обводят кружками и соединяют прямыми линиями.
Линии маршрута, которые не пересекают вертикальную линию координатной
сетки, полезно продолжить до пересечения с ближайшей из них, чтобы
в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы Дирекционные
углы направлений по маршруту измеряют транспортиром яли артиллерийским
кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±
1 - 2°, Для, более точного измерения углов по карте используют хордоугломер.
Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты.
Расстояния между выбранными по маршруту движения ориентирами измеряют
с помощью циркуля - измерителя и линейки с миллиметровыми делениями.
Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф.
Определенные значения магнитных азимутов и расстояний тщательно проверяют, так как грубая ошибка измерения хотя бы одного азимута или расстояния приводит к отклонению от намеченного маршрута и н конечном счете к потере ориентировки.
Таблица 1. Данные необходимые для движения по
азимутам
Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте,
а если карту с собой не берут, составляют схему маршрута (рис. 9
13) или таблицу 1.
Рисунок 1. Схема маршрута движения по азимутам.
Схему составляют в такой последовательности. На чистый лист бумаги
переносят с карты начальную точку, ориентиры на поворотах и конечную
точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно
их положению на карте Все ориентиры изображают на схеме такими же
условными знаками, как и на карте. Затем ориентиры нумеруют и соединяют
прямыми линиями Против каждой линии выписывают исходные данные для
движения в виде дроби: в числителе - магнитный азимут, в знаменателе
- расстояние в метрах и время движения в минутах. Если движение
по азимутам будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах
переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках. После этого
наносят на схему стрелку север - юг и дополнительно показывают в
стороне от маршрута, а также по маршруту ориетиры, которые могут
быть использованны при движении как промежуточные или вспомогательные.
В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление
движения, например направление наступления, схему (таблицу) движения
не составляют. Азимут направления движения определяют непосредственно
на местности по компасу и объявляют устно.
|