Автомобильные и грунтовые дороги. Автомобильные дороги
могут быть с покрытием (автострады, усовершенствованные шоссе и
шоссе) и без покрытия (улучшенные грунтовые дороги). Наиболее существенное
влияние на движение техники оказывают ширина проезжей части, тип
покрытия, величины продольных уклонов и радиусов поворота, наличие
и характер дорожных сооружений.
Тип покрытия определяет прочность дороги и срок ее службы.
Основными типами покрытия являются асфальтобетонное, брусчатое,
гравийное, щебенчатое и булыжниковое. Грунтовые, полевые и лесные
дороги пригодны для движения автотранспорта в основном в сухое время
года. Проходимость их во многом зависит от характера грунта и степени
его увлажненности. При интенсивном движении они быстро разрушаются.
Крутизну подъемов и спусков дорог называют уклоном. Величину
уклона выражают в процентах и определяют по формуле:
i = (h / L) * 100
где h — высота подъема или спуска; L — длина подъема или спуска.
Уклон, равный 1%, обозначает подъем или спуск на 1 м на каждые
100 м дороги. Наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах
СССР не превышают 6 - 7% на равнинной и холмистой местности и 9
- 10% в горах. Величина радиуса поворота оказывает влияние на скорость
движения боевой и другой техники. Наименьший радиус поворота для
автопоездов и тягачей с орудиями составляет 20 м. Как правило, поворот
радиусом более 350 м автомобили преодолевают без снижения скорости.
Наличие большого количества крутых поворотов в значительной степени
ограничивает видимость на дороге и тем самым существенно снижает
скорость движения.
Наличие и характер дорожных сооружений (мостов, туннелей,
насыпей, труб и др.) также оказывает большое влияние на передвижение
войск по дорогам. Они, как правило, являются объектами разрушения
с целью создания препятствий для войск противника.
Автомобильные и грунтовые дороги при изображении на картах
подразделяют в зависимости" от их технического совершенства
или проходимости на классы по признакам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе на картах показывают
все. Улучшенные грунтовые дороги на картах масштабов 1:25000 и 1:50000
показывают все, а на карте масштаба 1:100000 и мельче - с отбором.
Грунтовые (проселочные) дороги на карте масштаба 1:25 000 показывают
все, а на карте масштаба 1 :50 000 и мельче-с отбором.
На линиях условных знаков шоссейных и улучшенных грунтовых дорог
специальными условными знаками обозначают участки с малым радиусом
поворота (менее 25 м) и участки с большими уклонами (8% и более).
Изображения автострад и шоссейных дорог сопровождаются подписью
их характеристик: ширины проезжей части (для автострад— ширины одной
полосы и количества полос), ширины земляного полотна (для шоссейных
дорог) и материала покрытия (А — асфальт, Б — булыжник, Г — гравий,
Ц — цементобе-тон, Щ - щебень и т. д.). Обозначают также границы
смены материала покрытия.
Изображение улучшенных грунтовых дорог сопровождается подписью
ширины проезжей части и материала — добавки к земляному грунту.
Ширину грунтовых (проселочных) дорог подписывают в местах, где возможен
проезд лишь по самой дороге, например в лесу, на болоте и т. д.
В малообжитых и труднодоступных районах изображение дороги может
сопровождаться подписью, характеризующей проходимость дороги или
местности вне дороги для различных видов транспорта, например: «Возможно
движение автотранспорта с июля по сентябрь со скоростью до 40 км/ч».
Изображения строящихся дорог сопровождаются подписью «стр.». На
картах показывают транспортные развязки на автомобильных дорогах,
стоянки автотранспорта, а также номера автомобильных дорог, легкие
придорожные сооружения и съезды с дорог.
Железные дороги при изображении на картах подразделяют: по
ширине колеи на ширококолейные (1435 мм и более, в России - 1524
мм) и узкоколейные (менее 1435 мм); по числу путей на однопутные,
двухпутные, трехпутные; по виду тяги на электрифицированные и пр.
(с дизельной или паровой тягой); по состоянию на действующие, строящиеся
и разобранные.
На картах показывают монорельсовые железные дороги, участки
линий метрополитена, проходящие по поверхности земли, а также трамвайные
линии, подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги.Строящиеся и узкоколейные
железные дороги изображают без деления по числу путей и виду тяги.Особым
условным знаком изображают полотно разобранных железных дорог. Участки
железных дорог с уклонами более 20% выделяют штриховым условным
знаком в виде угла. Погрузочно-разгрузочные площадки длиной более
1,5 мм в масштабе карты показывают по их действительной протяженности.
На картах масштабов 1 : 25000 и 1 : 50000 показывают, как правило,
все станции метрополитена.
Железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные
пункты, не выражающиеся в масштабе карты, независимо от их класса
показывают одним условным знаком. При изображении железнодорожных
станций, выражающихся в масштабе карты, показывают депо, вокзалы,
станционные пути, поворотные круги, пешеходные мостики через станционные
пути и другие объекты. Обозначения депо, вокзалов обычно сопровождаются
подписями (депо, вкз.). Собственные названия станций, разъездов,
платформ и остановочных пунктов, расположенных вне населенных пунктов,
на картах подписывают, как правило, все. При их расположении в одноименных
населенных пунктах или вблизи них названия не подписывают, а подписи
названий населенных пунктов (за исключением городов) подчеркивают
тонкими линиями. Названия станций, расположенных не в одноименных
населенных пунктах, подписывают. Условные знаки разъездов, платформ
и остановочных пунктов на картах сопровождаются подписью (раз.,
пл., ост. п.).
Дорожные сооружения. Мосты и путепроводы; выражающиеся в
масштабе карты, длиной более 30, 60 и 120 м соответственно на картах
масштабов 1 : 25000, 1 : 50000, 1 : 100000 изображают по их действительным
размерам с делением по материалу постройки (мосты деревянные, металлические,
каменные, же лезобетонные) и конструкции (мосты обыкновенные, двухъярусные,
подъемные, разводные, наплавные). Остальные мосты независимо от
материала постройки и особенностей конструкции показывают внемасштабными
условными знаками с делением на мосты длиной 3 м и более и мосты
длиной менее 3 м (мосты через незначительные препятствия, трубы
для стока воды).
Обозначения железнодорожных мостов длиной 100 м и более сопровождаются
подписью материала постройки, высоты низа фермы над уровнем воды
(в межень) или над поверхностью земли и длины в метрах. Около обозначений
мостов длиной менее 100 м дают подпись только материала постройки.
Обозначения мостов на шоссейных и грунтовых дорогах сопровождаются
подписью при длине моста более 3 м. При этом указывают материал
постройки, длину и ширину моста в метрах, грузоподъемность в тоннах.
Туннели на железных и автомобильных дорогах показывают на
картах все. Их обозначения сопровождаются подписью «тун.» с указанием
высоты, ширины и длины туннеля.
Насыпи и выемки на дорогах показывают на картах масштабов
1 : 25000 и 1 : 50000 при их высоте (глубине) 1 м и более, а на
картах масштабов 1 : 100000 и 1 : 200000 - при их высоте (глубине)
соответственно 2 м, 3 м и более. Обозначения насыпей и выемок обычно
сопровождаются подписью их относительной высоты (глубины) в метрах.
Километровые знаки (столбы и камни) на автомобильных и грунтовых
дорогах показывают на картах, создаваемых на районы, бедные ориентирами.
При этом обозначения некоторых из них, расположенных в характерных
местах, сопровождаются подписью числа километров, указанного на
километровом знаке.
|