ВОЕННАЯ
ТОПОГРАФИЯ

   
Карта сайтаНаписать письмо
Измерение по топографической карте
Измерение расстояний

 

Прямые линии измеряют обычно линейкой. Извилистые и ломаные линии измеряют по частям, циркулем - измерителем. Для этого устанавливают по линейке или линейному масштабу раствор циркуля, соответствующий какому - нибудь целому числу километров или сотен метров, и таким "шагом" проходят вдоль измеряемой линии, ведя счёт перестановок ножек. Порядок измерений показан на рис. 2, где AF - измеряемая линия, A, B, C, D, E - места постановки ножек, EF - остаток, измеряемый по линейке (линейному масштабу). Стрелками показано направление перемещения ножек.

Рис.1 Измерение линий "шагом" циркуля.

Величину "шага" выбирают в зависимости от извилистости линий: от 4-5 см - при измерении кривых с плавными закруглениями до 1-2 см - при измерении линий с большим чис-лом резких поворотов.
Для измерения кривых и извилистых линий используют также специальный прибор - курвиметр (рис. 3). Механизм этого прибора состоит из измерительного колёсика, соединён-ного системой зубчатых передач со стрелкой, которая движется по циферблату. При движении колёсика вдоль измеряемой по карте линии стрелка передвигается по циферблату и ука-зывает пройденное колёсиком расстояние в см. Для измерения расстояния следует предварительно вращением колёсика установить стрелку курвиметра в начальное положение, т.е. на отсчёт "0", а затем прокатить его вдоль измеряемой линии, следя за тем, чтобы стрелка двигалась по циферблату в направлении чисел 10, 20, 30 и т.д. Умножив величину масштаба карты на показания стрелки курвиметра, получают расстояние на местности.


Рис.2 Курвиметр.

Для более точного измерения и откладывания расстояний по карте, например, при подготовке к ориентированию на местности с помощью навигационной аппаратуры или при определении исходных данных для стрельбы, применяют поперечный масштаб - специальный график, награвированный на металлической линейке (рис. 4) и выполненный под карту мас-штаба 1:50 000, т.к. цифры указывают непосредственно расстояния на местности в км, сот-нях и десятках м. соответственно.


Рис.3 Поперечный масштаб.

Пользование поперечным масштабом показано на рис. 4а. Пусть требуется определить расстояние на местности, соответствующее отрезку de на карте масштаба 1:25 000. Раствор циркуля, равный этому отрезку, устанавливают на поперечном масштабе так, чтобы, во-первых, обе ножки оказались на одной горизонтальной линии и, во - вторых, правая ножка находилась на одном из перпендикуляров к основанию (точка e), а левая - на одной из наклонных линий (точка d). Для 1:25 000 карты основание масштаба соответствует 500 м, десятая доля основания - 50 м, сотая - 5 м. По цифровым обозначениям линий видно, что этот от-резок равен:


500*1 + 50*3 + 5*6 = 680 м.


Опытным путём установлено, что с помощью циркуля измерение прямолинейных отрезков на карте и других чертежах не могут быть выполнены точнее, чем 0,2 мм. Расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте, называется предельной точностью масштаба карты. Однако точность определения расстояний по карте зависит не только от точности измерений, но и от погрешностей самой карты, неизбежных при её составлении и печатании, которые могут достигать 0,5 мм, а на картах горных районов - 0,75 мм. Источниками ошибок измерений являются также помятость и деформация бумаги. С учётом этого фактическая точность измерения прямых линий на карте, как показывает практика, колеблется в пределах 0,5 - 1,0 мм, что в масштабе 1:25 000 на местности составляет: 12-25 м, в масштабе 1:50 000 - 25-50 м, 1:100 000 - 50-100 м.


Измеренное по карте расстояние получается всегда несколько короче действительного. Одна из причин этого состоит в том, что по карте измеряются горизонтальные проложения, в то время как соответствующие им линии на местности наклонные, т.е. длиннее своих гори-зонтальных проложений.


Длина маршрута, измеренная по карте, бывает короче действительной не только вследствие влияния рассмотренной выше причины, но и потому, что в масштабе карты не всегда возможно изобразить все извилины дорог. При составлении карт дороги, как правило, спрямляются, и тем больше, чем мельче масштаб карты. Это особенно заметно на картах горной и холмистой местности.

 

 

  Новости
Публикации Из истории
Измерения по топографической карте
Масштаб Измерение расстояний
Измерение площадей
Полярные и биполярные координаты
Полярные Биполярные
  Виды топографических карт
По содержанию  По масштабам
По назначению
Измерение углов на местности
Понятие тысячных Биноклем Компасом
Линейкой Другие способы
Разведка местности
Сущность Определение условий наблюдения
Определение защитных свойств местности
  Номенклатура топографических карт
Проекции карт Разграфка и
номенклатура
Измерение расстояний на местности
По линейным и угловым размерам
предмета
 Другие способы
Тактические свойства местности
Местность и ведение боя По характеру
рельефа
  По характеру почв и
растительности
  Плоские прямоугольные координаты
Понятие Определение по карте
Нанесение точек Сетка соседней зоны
Целеуказание на местности
Сущность Виды
Движение по азимутам
Сущность Подготовка данных по карте
Ориентирование в особых условиях
  Геодезические координаты
Понятие Определение по карте
Нанесение точек
Определение сторон горизонта
По компасу Небесным светилам
Признакам местных предметов
Аэрофотоснимки местности
Общие сведения Отображение местных
предметов  и рельефа
 Работа с плановым
снимком
  Дирекционный угол и азимуты
Дирекционный Истинный Магнитный
Сближение меридианов
Ориентирование карты
По ориентирам По компасу
По Полярной звезде
Навигационные средства и системы
Гирополукомпас Координатор
ГЛОНАСС НАВСТАР
  Определение высот и превышений
Виды и формы рельефа Проекция
рельефа на плоскость
Определение точки стояния
По ориентирам Промером расстояния
По створу Засечкой
Цифровые карты местности
Понятие и требования  Классификация
Методы создания Пространственные модели
местности
  Содержание топографических карт
Основные элементы Гидрография
Растительность Дороги Населённые
пункты
 Промышленные и другие объекты
Геодезические пункты Границы
Зарамочное оформление карт
Учебные пособия
Учебники  Сборник условных  знаков
Рабочая карта командира
Подготовка карты к работе Основные правила
ведения
 Использование рабочей карты
Работа с картой на местности Целеуказание
по карте и аэрофотоснимкам
 Понятие об
изучении и оценке местности в АСУБ

 
Hosted by uCoz