Из истории
После успешного запуска СССР первого искусственного спутника земли,
в США в Лаборатории прикладной физики Университета Джона Гопкинса
проводятся работы, связанные с возможностью измерения параметров
сигнала, излучаемого спутником. По измерениям вычисляются параметры
движения спутника относительно наземного пункта наблюдения. Решение
обратной задачи — дело времени.
На основе этих исследований в 1964 году в США создаётся
доплеровская спутниковая радионавигационная система первого поколения
“Transit”. Основное её назначение — навигационное обеспечение пуска
с подводных лодок баллистических ракет Поларис. Отцом системы считается
директор Лаборатории прикладной физики Р. Кершнер. Для коммерческого
использования система становится доступной в 1967 г. Так же, как
и в системе “Цикада”, в системе “Transit” координаты источника вычисляются
по доплеровскому сдвигу частоты сигнала одного из 7 видимых спутников.
ИСЗ систем имеют круговые полярные орбиты с высотой над поверхностью
Земли 1100 км, период обращения спутников “Transit” равен 107 минутам.
Точность вычисления координат источника в системах первого поколения
в большой степени зависит от погрешности определения скорости источника.
Так, если скорость объекта определена с погрешностью 0,5 м, то это
в свою очередь приведёт к ошибке определения координат 500 м. Для
неподвижного объекта эта величина уменьшается до 50 м.
В 1967 году ВМС США была разработана программа, по
которой был осуществлён запуск спутника TIMATION-I, а в 1969 году
— спутника TIMATION-II. На борту этих спутников использовались кварцевые
генераторы. В то же время, ВВС США параллельно вели свою программу
по использовании широкополосных сигналов, модулированных псевдошумовым
кодом (PRN). Корреляционные свойства такого кода позволяют использовать
одну частоту сигнала для всех спутников, с кодовым разделением сигналов
от различных спутников. Позднее, в 1973 году две программы были
объединены в одну общую под названием “Navstar-GPS”. К 1996 году
развёртывание системы было завершено. В данный момент доступно 28
активных спутников.
Сетевая радионавигационная спутниковая система
GPS
Американская система GPS по своим функциональным
возможностям аналогична отечественной системе Глонасс. Её основное
назначение — высокоточное определение координат потребителя, составляющих
вектора скорости, и привязка к системной шкале времени. Аналогично
отечественной, система GPS разработана для Министерства Обороны
США и находится под его управлением. Согласно интерфейсному контрольному
документу, основными разработчиками системы являются:
- по космическому сегменту — Rockwell International Space Division,
Martin Marietta Astro Space Division;
- по сегменту управления — IBM, Federal System Company;
- по сегменту потребителей — Rockwell International, Collins Avio-nics
& Com-mu-nication Divi-sion [2].
Как и система Глонасс, GPS состоит из
космического сегмента, наземного командно - измерительного комплекса
и сегмента потребителей.
Рис.1 Сегменты высокоорбитальной навигационной
системы GPS.
Как было сказано выше, орбитальная группировка GPS состоит
из 28 навигационных космических аппаратов. Все они находятся на
круговых орбитах с периодом обращения вокруг Земли, равным 12 часам.
Высота орбиты каждого спутника равна 20000 км. НКА системы GPS проходили
ряд усовершенствований, которые сказывались на их характеристиках
в целом.
Рис.2 Космический сегмет системы GPS.
Рис.3 Сегмент наземного комплекса управления системы
GPS
|