ВОЕННАЯ
ТОПОГРАФИЯ

   
Карта сайтаНаписать письмо
Аэрофотоснимки местности
Работа с плановым снимком

 

При наличии топографической карты чтение аэроснимка значительно упрощается, так как можно сравнить изображение местности на аэроснимке и карте, а также получить некоторые данные о местных предметах (ширине дороги, породе деревьев в лесу, длине и грузоподъемности моста и т. п.). Карта помогает определить военные объекты по их расположению относительно местных предметов и рельефа местности. Чтобы правильно использовать карту при работе с аэроснимком, надо уметь привязывать аэроснимок к карте, т. е. найти на ней границы участка, изображенного на аэроснимке. Для этого на аэроснимке и карте находят изображение предметов, расположенных по возможности в углах аэроснимка, а затем отмечают эти предметы на карте. На рис.1 выбраны угол огорода 1, отдельный двор 2, восточная сторона полосы кустов 3 и сарай 4.

Пользуясь сделанными пометками, наносят на карту границы участка, который изображен на аэроснимке, затем подписывают на аэроснимке названия населенных пунктов, рек, озер и других наиболее крупных местных предметов.

В случае необходимости на аэроснимок можно нанести направление истинного меридиана. Для этого на карте через участок, изображенный на аэроснимке, проводят прямую линию, соединяющую одноименные градусные (минутные, секундные) деления северной и южной сторон рамки карты так, чтобы она прошла через резко выраженные контуры (точки). Затем находят и отмечают эти же контуры (точки) на аэроснимке, проводят через них прямую линию, которая и будет направлением истинного меридиана. Этим направлением в дальнейшем можно пользоваться при ориентировании аэроснимка относительно сторон горизонта так же, как при работе с картой.

На рис.1 линия на карте прошла через угол рощи и южное ответвление оврага. Через эти точки на аэроснимке проведена линия, которая является направлением истинного меридиана. Пользуясь этим направлением и учитывая магнитное склонение, можно нанести на аэроснимок направление магнитного меридиана.

Рис.1 Привязка аэроснимка к карте. Нанесение на аэроснимок направления истинного меридиана.

Направление истинного меридиана по карте можно нанести и с помощью прямой линии (рис.2):

Рис.2 Нанесение на аэроснимок истинного меридиана по карте с помощью прямой линии.

  • опознают на снимке и карте по две общие точки и через них проводят прямые линии;
  • накладывают аэроснимок на карту так, чтобы прочерченное направление на аэроснимке совместилось с этим же направлением на карте;
  • сохраняя такое положение аэроснимка, прочерчивают на нем линию, параллельную одной из боковых сторон рамки карты; эта линия и будет направлением истинного меридиана.

Нанесение на аэроснимок километровой сетки проще всего выполняется по контурам. После привязки аэроснимка к карте находят на ней четко выраженные контуры (точки), через которые проходят линии километровой сетки. Опознав изображение этих контуров (точек) на аэроснимке, проводят через них прямые линии, которые будут соответствовать линиям километровой сетки.

Нанести на аэроснимок километровую сетку можно и способом четырехугольника (рис.3). На аэроснимке и карте выбирают четыре одноименные четко выраженные точки, образующие четырехугольник, и соединяют их прямыми линиями. Точки пересечения линий километровой сетки карты со сторонами четырехугольника (точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) переносят на аэроснимок. Для перенесения точек пересечения линий последовательно измеряют на карте отрезки А1, А8, Б2, БЗ, Г4, Г5, В6, В7, переводят их в масштаб аэроснимка и откладывают на сторонах четырехугольника от соответствующих точек в ту же сторону, что и на карте. Соединив перенесенные точки попарно (1—6, 2—5, 3—8, 4—7), получают положение линий километровой сетки на аэроснимке.

Рис.3 Нанесение на аэроснимок километровой сетки.

Определение координат точек по аэроснимку. Ранее было сказано, что масштаб аэроснимка в отличие от карты нестандартен, поэтому определять координаты, пользуясь циркулем - измерителем и линейным масштабом, неудобно.

Координатомером для аэроснимка любого масштаба может служить линейка с миллиметровыми делениями, 10 см которой соответствуют 1 км на местности.

Для определения координаты х точки А (рис.4) накладывают линейку на аэроснимок так, чтобы нулевой штрих ее касался горизонтальной линии сетки, лежащей ниже точки А; штрих, обозначающий 10 см, касался верхней линии; одновременно край линейки должен проходить через данную точку. Отсчет по линейке против точки А в миллиметрах, умноженный на 10, даст величину отрезка по оси х в метрах. Координату у (рис.4) определяют аналогично, но линейку накладывают так, чтобы нулевой штрих находился на вертикальной линии, расположенной левее точки А; штрих, соответствующий 10 см, касался вертикальной линии, лежащей правее точки А, а край линейки проходил через точку А. Координаты точки А: L = 15740; B = 10370.

Рис.4 Определение прямоугольных координат точек по аэроснимку с помощью линейки.

Простейшие способы переноса объектов с аэроснимка на карту. Иногда необходимо военные объекты, опознанные на аэроснимке, нанести на каргу. Кроме того, аэроснимок содержит более свежие данные о местности по сравнению с картой, поэтому часть предметов, изображенных на аэроснимке, может на карте отсутствовать. В таких случаях также возникает необходимость перенести некоторые местные предметы с аэроснимка на карту.

Наиболее просто перенести объект с аэроснимка на карту по контурам на глаз. Для этого надо опознать на аэроснимке и на карте общие контуры, определить положение переносимого объекта относительно этих контуров и нанести его на карту, обозначив соответствующим условным знаком.

Если на аэроснимок нанесена километровая сетка, то объект может быть перенесен на карту по квадратам сетки способом, применяемым при составлении схем местности по карте.

Часто для переноса объектов с аэроснимка на карту пользуются способом промера. Если переносимый объект находится на каком - либо прямолинейном контуре, то, опознав на аэроснимке и на карге общую точку (мост на дороге, угол леса, перекресток дорог и т. п.) контура, определяют по аэроснимку расстояние от этой точки до объекта. Отложив на карте измеренное расстояние вдоль прямолинейного контура, получают положение объекта на карте.

Когда перенести объект на глаз или промером трудно, применяют способ засечки. При этом объекты с аэроснимка на карту переносятся в такой последовательности:

— находят на аэроснимке и на карте две-три общие точки, расположенные поблизости от переносимого объекта, и определяют по аэроснимку расстояния от точек до объекта;

— на карте из этих точек проводят дуги радиусами, равными расстоянию, измеренному по аэроснимку, но в масштабе карты; точка пересечения дуг и будет местоположением объекта на карте.

При переносе с аэроснимка на карту линейных объектов, например траншеи, хода сообщения, новой дороги и т. п., рекомендуется вначале перенести одним из приведенных выше способов два-три характерных изгиба, а затем, пользуясь положением изгибов, на глаз вычертить остальную часть переносимого линейного предмета.

На рис.5 показано несколько примеров переноса объекта с аэроснимка на карту.

Рис.5 Перенос объектов с аэроснимка на карту:
1-по контурам на глаз; 2-промером; 3-засечкой.

Расстояния, измеренные на снимке, переводятся в расстояния на карте с помощью пропорционального масштаба (рис.6), который строится на чистом листе бумаги или на обратной стороне снимка. Для этого выбирают на аэроснимке и карте по две общие точки (А и В). Измеряют на аэроснимке отрезок АВ и откладывают его на бумаге. Этот же отрезок измеряют на карте, откладывают его от точки В перпендикулярно отрезку А В и получают точку С. Точку А и С соединяют прямой. Прямую АВ делят на равные части и из каждои точки деления восстанавливают перпендикуляр до пересечения с прямой АС. Масштаб готов.

Рис.6 Пропорциональный масштаб.

На аэроснимке измеряют требуемый отрезок, например ДЕ, и откладывают его от точки А вдоль линии АВ. В полученной точке Е поворачивают раствор циркуля параллельно линии ВС и сокращают его до касания линии АС. Отрезок Ed соответствует расстоянию на карте между точками Д и Е на аэроснимке.

Ориентирование на местности по аэроснимку в основном сходно с ориентированием на местности по карте. Если на аэроснимке ранее не было нанесено направление меридиана и не был определен масштаб аэроснимка, то это делают непосредственно на местности, Для этого ориентируют аэроснимок по направлениям на местности, не сбивая ориентировки, кладут на аэроснимок компас и отпускают тормоз стрелки: когда стрелка успокоится, против ее концов отмечают на аэроснимке точки север и юг и проводят через них прямую линию, которая будет соответствовать направлению магнитного меридиана.

Все остальные задачи: нахождение точки своего стояния и предметов, видимых на местности, использование аэроснимков при движении на местности и др .— выполняются так же, как и при работе с картой на местности. При этом определение своего местоположения на аэроснимке в большинстве случаев сводится к опознаванию изображения местного предмета, около которого находится точка стояния.

 

 

  Новости
Публикации Из истории
Измерения по топографической карте
Масштаб Измерение расстояний
Измерение площадей
Полярные и биполярные координаты
Полярные Биполярные
  Виды топографических карт
По содержанию  По масштабам
По назначению
Измерение углов на местности
Понятие тысячных Биноклем Компасом
Линейкой Другие способы
Разведка местности
Сущность Определение условий наблюдения
Определение защитных свойств местности
  Номенклатура топографических карт
Проекции карт Разграфка и
номенклатура
Измерение расстояний на местности
По линейным и угловым размерам
предмета
 Другие способы
Тактические свойства местности
Местность и ведение боя По характеру
рельефа
  По характеру почв и
растительности
  Плоские прямоугольные координаты
Понятие Определение по карте
Нанесение точек Сетка соседней зоны
Целеуказание на местности
Сущность Виды
Движение по азимутам
Сущность Подготовка данных по карте
Ориентирование в особых условиях
  Геодезические координаты
Понятие Определение по карте
Нанесение точек
Определение сторон горизонта
По компасу Небесным светилам
Признакам местных предметов
Аэрофотоснимки местности
Общие сведения Отображение местных
предметов  и рельефа
 Работа с плановым
снимком
  Дирекционный угол и азимуты
Дирекционный Истинный Магнитный
Сближение меридианов
Ориентирование карты
По ориентирам По компасу
По Полярной звезде
Навигационные средства и системы
Гирополукомпас Координатор
ГЛОНАСС НАВСТАР
  Определение высот и превышений
Виды и формы рельефа Проекция
рельефа на плоскость
Определение точки стояния
По ориентирам Промером расстояния
По створу Засечкой
Цифровые карты местности
Понятие и требования  Классификация
Методы создания Пространственные модели
местности
  Содержание топографических карт
Основные элементы Гидрография
Растительность Дороги Населённые
пункты
 Промышленные и другие объекты
Геодезические пункты Границы
Зарамочное оформление карт
Учебные пособия
Учебники  Сборник условных  знаков
Рабочая карта командира
Подготовка карты к работе Основные правила
ведения
 Использование рабочей карты
Работа с картой на местности Целеуказание
по карте и аэрофотоснимкам
 Понятие об
изучении и оценке местности в АСУБ

 
Hosted by uCoz